wrapper

Пятница, 17 августа 2018 11:47

Грузинская Петра

Автор
Оцените материал
(1 Голосовать)

Руины в Уплисцихе    В ста двадцати километрах на запад от Тбилиси и в двенадцати километрах от Гори (Родина Сталина) находиться Уплисцихе («Крепость Бога», «Крепость Владыки») - древний город из пещер, высеченных в скалах.

Его история насчитывает более трёх тысяч лет. Уплисцихе считался священным, на вершине возвышался храм Солнца, солнечным божеством была женщина, её символом – колесо. Между языческим Уплисцихе и христианской Мцхетой шла долгая война, победила Мцхета, храм Солнца был разрушен, взамен ему появились христианские церкви. С четырнадцатого века начался закат Уплисцихе, но последние люди покинули скальный город относительно недавно, в 1920 году. В период расцвета Уплисцихе включал в себя более семисот пещер и пещерных сооружений, из которых только сто пятьдесят сохранились к настоящему времени.

Уплисхихе(Грузинская петра)    Именно сюда и отправилась экспедиция местного армавирского отделения Русского географического общества (РГО) для изучения этого древнего культурного памятника Грузии, о котором известный грузинский царевич, историк и географ восемнадцатого века Вахушти Багратиони писал, что Уплисцихе был городом до нашествия монголов, но «…ныне разрушен. Здесь есть строения необычные, высеченные в скале, залы большие, выдолбленные также в скале, большой туннель, пробитый до реки Куры. На западе — отвесная скала и внутри неё огромные пещеры, ныне недоступные. Воображению представляються выходящие из пещер воины со стрелами и копьями, всадники, выступающие в поход, и это, считаемое прорицалищем, место именуеться Уплисцихе».

    Территория Уплисцихе имеет статус музея, он работает с 10:00 до 18:00. Стоимость посещения: пять лари (местная денежная единица) с одного человека туриста (это примерно 125 русских рублей). С 2010 года тут построен современный ресепшен, рядом есть подобие кемпига с родником, столиками и местами под палатку. По дорожке от ресепшена посетители попадают к южному, выходящему к реке, краю города. Сначала будет видна ведущая наверх лесенка, но лучше пройти до конца, там есть очень интересный туннель, через который вы по лестнице попадаете в Уплисцихе. Туннель этот странен. Он больше похож на естественную пещеру без следов применения инструментов, но непонятно, какая такая река промыла этот туннель.

Ресепшен в Уплисцихе

    Город имеет вытянутую структуру, причём он находиться на склоне горы, так что от южного конца к северному концу надо подниматься всё время вверх. Примерно посередине находится храм Уплисцули, удобный как ориентир. Снизу к храму ведёт выдолбленная в камне дорога, а справа и слева от неё находяться различной формы каменные залы, которым администрация придумала красивые названия.

    В современном туристическом путеводителе по Грузии об истории пещерного города Уплисцихе написано: «Уплисцихе удивителен своей почти 3-тысячелетней историей. Предполагают, что он образовался около 1000 года до н.э., а окончательно опустел только в XIX веке. Причём всё равно рядом оставался одноимённый посёлок, который исчез где-то в 1990-е годы.

    Он возник вскоре после переселения картвельских племён в долину Куры - примерно одновременно с другими древними поселениями на северном берегу этой реки: западнее были построены городища Кварцхела и Хизаант-гора, а восточнее – что около Мцхеты и городище на месте тбилиского квартала Дидубе.

    Уплисцихе имел торговые связи с Урарту и Мидией. Когда возникло государство Иберия, город оказался в его составе, причём преимущественно как культовый центр. Это было именно священное, храмовое место. Аналогом в Колхиде был город Вани. Главным был храм Солнца на самой высокой точке города, вокруг было множество других. Именно поэтому в 337 году после крещения Грузии Уплисцихе ушёл в глухую оппозицию. Конфликт с Мцхетой перерос в прямую войну, город серьёзно пострадал, храм Солнца был разрушен.

Музей Уплисцихе

    Часть храмов была перестроена. Один из самых больших храмов в VI веке был перестроен в трёхнефную базилику, которая сейчас разрушена, но фрагменты её еще различимы - находиться сразу у восстановленного храма Уплисцули, с юго-западной стороны.

    В 736 году по Грузии прошла армия Мервана, разделив всю историю страны на "до" и "после". Многие города в этот момент погибли навсегда (например, Урбниси). Уплисцихе каким-то невероятным образом выжил и даже кое-что выиграл. Когда арабы захватывают Тбилиси, столица Картлийского царства перемещаеться в Уплисцихе, которому таким образом удалось обрести второе дыхание. Где-то в это время река Кура изменила русло и внизу под городом образовался участок земли, который тоже был застроен.

    Картлийское царство того времени (8-10 века) сжалось практически до самого Уплисцихе. Где-то за Ксани уже был мусульманский тбилиский эмират, за Сурами - уже эгрисцы. На юг за Курой уже начиналась Триалети, принадлежащая Багвашам-Липаритидам. Так что применительно к тому периоду Картли - это Уплисцихе.

    В 904 году город был завоеван царем Абхазии. Вскоре после этого на территории Уплисцихе возник храм Уплисцули - редкий случай храма X века на территории Шида-Картли. Архитектурно он очень прост, это скромная базилика с двумя боковыми нефами. Сейчас это действующий храм.

Туннель в Уплисцихе

    Известна история, которая произошла около 920 года: тогда абхазский царь Георгий назначил своего сына Константина правителем Картли, но тот взбунтовался против отца и абхазская армия осадила Уплисцихе. В хронике Леонтия Мровели про это упоминаеться так: "...выступил в поход со всеми своими силами, привёл тайоских царей, хорепископа Фадлу и подступили (совместно) к Уплисцихе. Произошло сражение многодневное, но так и не принесли ущерба крепости, ибо находилось в ней множество (людей)". В итоге крепость взяли хитростью, Константина забрали в плен, а Картли и город Уплисцихе передали его брату Леону, который в будущем станет царём Абхазии, Леоном Третьим (960 - 969).

    Ещё лет 200 город просуществовал в эпоху объединённой Грузии, и снова засветился в истории в 1178 году, когда здесь короновали царицу Тамару. Впоследствии город несколько раз сжигали монголы, и он окончательно пришёл в упадок».

    Хочу отметить, что путеводитель практически ничего не искажал в плане древней истории грузинской «Петры», однако когда читаешь подобные рассказы и когда всё это видишь своими собственными глазами, наблюдаешь существенную разницу между информацией и реальностью. Поэтому всем я всегда советую смотреть вживую подобные города, чем читать о них. При чтении накладываеться субъективный фактор интерпритации информации, а воображение всегда дописывает любую картину.

    На территории Уплисцихе находиться музей, в котором имееться множество самых разнообразных экспонатов, связанных с раскопками грузинской «Петры». В самом музее нашей группе экскурсовод поясняет: «В 1957 году началось систематическое научное изучение памятника. С этого времени городище изучает комплексная архитектурно-археологическая экспедиция Государственного Музея искусств Грузии под руководством Ш. Амиранашвили и Т. Саникидзе. За время изучения городище было расчищено, с помощью дополнительных железобетонных конструкций укреплены некоторые сооружения, а ряд сооружений укрыт и законсервирован. В 1977—1978 годах экспедиция сделала самое значительное открытие, обнаружив в овраге с южной стороны памятника спрятанный клад раннего периода жизни города, предметы которого поступили в грузинские музеи. Находка пролила свет на некоторые обстоятельства жизни города и подтвердила ряд предположений о назначении культовых объектов Уплисцихе.

Уплисцихе вывеска

    Некоторые участки в восточной части городища остаются нераскопанными и законсервированными для будущих исследований по настоящее время».

    По поводу происхождения названия гид поясняет нам: «Поселение получило название «Уплисцихе» уже в древнейший период. Упоминания средневековых грузинских историков связывают основание поселения с мифологическим «Уплосом, сыном Мцхетоса», причём достоверность этих источников в целом подтверждаеться археологическими материалами. На основании этого в научной литературе название «Уплисцихе» связывается с Уплосом. Тем не менее, в большинстве популярных источников закрепилась другая трактовка названия, сделанная на базе современного грузинского языка, в которой «Уплос» связан с нарицательным «владыка»: Уплисцихе («крепость владыки»)».

    Далее гид – экскурсовод рассказывает нам краткую историю пещерного города: «Рост Уплисцихе приходится на период формирования Иберии — Восточно-грузинского царства, столицей которого становится Мцхета. Уплисцихе выделялся среди остальных городов Иберии своим преимущественно культовым значением. Большинство его сооружений имели именно культовое предназначение, и Уплисцихе, таким образом, являлся именно храмовым городом, главным культовым центром Иберии. Таким образом, роль Уплисцихе можно сравнить с древне-греческими Дельфами или древним Вани в Колхиде.

Уплисцихе(Зал Тамары)

    По древней традиции, у города был не только тайный тоннель, но и четыре входа, ориентированные по сторонам света. Главные ворота города находились с юго-восточной части скалы, через них в город с востока вела главная (священная) дорога. Юго-восточные ворота города стояли на узкой дороге, выдолбленной в скале и выходящей к реке Кура. Эта дорога была доступна только для пешеходов. Северо-западные и северо-восточные ворота имели явно символическое значение и не использовались на практике, так как выходили на отвесные скалы, защищавшие Уплисцихе с севера. С юга город был защищён стеной, образованной в скале после её обработки, и вырытым защитным рвом. У юго-восточных главных ворот был устроен перекидной мост.

    Водоснабжение города осуществлялось двумя способами. С одной стороны, естественный родник, находящийся на скалистой гряде, продолжающей северную часть города, соединялся системой каменных труб длиной около пяти километров с центром города. С другой стороны, существовал глубокий колодец, куда поступала вода из реки Куры.

    Специалисты предполагают, что колодец считался священным, и его вода использовалась не в бытовых, а в сакральных целях.

    Архитектура Уплисцихе изобилует скальными помещениями и потому нетипична не только для Грузии, но и для всего закавказского региона. Многие высеченные в скале помещения украшены имитацией деревянных или каменных балок, колонн и других архитектурных элементов. В этом смысле Уплисцихе схож с набатейской Петрой, равно как и некоторые постройки в Пафлагонии. Сооружение помещений в Уплисцихе происходило в два этапа: сначала происходило грубое выдалбливание скальной породы, затем (по мере приближения к линии стены) происходила тонкая притирка камня к требуемой форме — процесс, напоминающий работу скульптора. При притирке использовались вода и абразивный камень, причём процесс не только придавал скальной породе требуемую форму, но и наносил надёжный защитный слой на поверхность породы (песчаника). Этот слой был призван предотвратить разрушение конструкций.

Уплисцихе(Трёхнефная базилика)

    Уплисцихе эллинистического периода существовал за счёт различных пожертвований, дарований и жертвоприношений религиозного характера. Основная площадь города отводилась культовым сооружениям, число жилых помещений было невелико, им не предавалось большого значения. Внутри города осуществлялось виноделие, однако не по практическим соображениям, а по культовым. По-видимому, произведённое здесь вино считалось священным. В эллинистический период Уплисцихе окружали леса, и виноград привозили в город издалека, специально поднимали на юго-западный склон, где была оборудована основная давильня. В северной части города располагалось большое винохранилище («Большой марани»), рассчитанное на 58 крупных карасов. Несколько небольших винохранилищ также примыкали к крупным культовым сооружениям в центральной части города.

    В городе не обнаружено следов обработки металлов или гончарного производства. Вероятно все эти материалы, а также сельскохозяйственная продукция поступали в город извне в качестве даров.

    В 337 году, после провозглашения христианства государственной религией в Грузии, между языческим Уплисцихе и первыми христианами возникло противостояние, которое закончилось тем, что жрецы и жители Уплисцихе были подвергнуты гонениям, часть помещений города были разрушены и сожжены, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви. Найден церковный документ раннехристианского времени, призывающих предать смерти язычников Уплисцихе, и, возможно, многие жрецы, а также некоторые жители города были казнены в этот период.

Уплисцихе

    В церковь был перестроен храм солнца, находящийся на самой верхней части города. Ещё один, большой по площади языческий храм, выходивший на «Центральную площадь», в VI веке н. э. был перестроен в трёхнефную христианскую базилику площадью около 400 кв. м. Оба эти сооружения разрушились быстрее остальных, и в раннем средневековье на главном месте Уплисцихе была построена полностью новая церковь, которую называют «церковью Уплисцули» (церковь Принца). Это сооружение относится к X-ХI векам н.э. Трёхнефную базилику жители восстанавливать не стали, и к раннему средневековью она превратилась в хлебопекарню.

    Большое винохранилище было также уничтожено первыми христианами. Как выяснили археологи, из него вынесли карасы, обвалили деревянные конструкции, а затем подожгли.

    Ещё на протяжении долгого времени в Уплисцихе продолжалось тайное поклонение языческим божествам. Археологи обнаружили закрытые помещения, где и после введения христианства продолжали осуществляться небольшие культовые обряды, приношение в жертву животных. В целом же, с введением христианства само значение Уплисцихе закономерно резко упало, поток пожертвований прекратился, число паломников резко снизилось. Город по своему значению уменьшился до обычной крепости.

    В IX веке н. э. в жизни Уплисцихе произошла резкая перемена, и он вновь стал играть большую роль в жизни Грузии. Обстоятельства сложились так, что с IX века столица Грузии, Тбилиси, находилась в руках арабов, и главным центром Картли, предметом борьбы за влияние и престол, стало Уплисцихе. В IX—X вв. Уплисцихе фактически являлся главным городом Картли, его население в этот период достигало 20 тысяч человек. В этот период река Кура, которая в древнейший период истории города омывала скалу с северо-запада, уже изменила русло, и с северо-западной стороны образовался большой участок плодородной земли, где также возникло поселение. (Это поселение просуществовало до 1968 года, когда по настоянию археологов местные власти переселили жителей в окрестные сёла).

Храм в Уплисцихе

    В XIII—XIV веках Уплисцихе был разрушен серией монгольских походов и после этого перестал играть какую-либо значительную роль в государственной жизни».

    Наша группа слушала очень внимательно рассказ работника музея, около 2 – 2,5 часов. Не хотелось прерывать на полуслове, на недосказанности. Напоследок как внимательным слушателям нам рассказали об упадке Уплисцихе и об Уплисцихе в настоящее время: «После монгольских набегов XIII—XIV веков Уплисцихе перестал быть городом, утратил свою значимость. Монголы разрушили укрепления Уплисцихе на южной окраине, и город уже никогда больше не восстановил своих крепостных стен. Свыше 5000 монахов — жителей Уплисцихе было убито в XIII веке во время похода Хулагу, внука УплисцихеЧингисхана. Более того, монгольские нашествия изменили ландшафт прилегающей местности: леса, окружавшие Уплисцихе были сожжены. С XIV века Уплисцихе использовался скорее как временное поселение — в случае нашествий местные жители окрестных сёл укрывались в его пещерах от опасностей. Вместе с тем, церковь Уплисцули, хотя и с перерывами, продолжала функционировать и действует в наше время. В XVIII веке к ней была пристроена новая колокольня, стены обложены новым слоем кирпича. Её первоначальный интерьер и настенная роспись были уничтожены в XIX веке, в настоящее время стены церкви исписаны автографами солдат и офицеров частей русской армии, расквартированных в окрестностях Уплисцихе в 1848—1849 гг.

    В 1920 году многие постройки Уплисцихе пострадали из-за сильного землетрясения. С этого периода в городище никто не селился.

    С пятидесятых годов XX века Уплисцихе стал туристическим центром. По мере параллельных работ по расчистке городища, проводимых с 1957 года археологической экспедицией, туристическая ценность памятника увеличивалась: всё большее число древних помещений становилось доступным для посещения. Из более 700 сооружений города около 150 сохранились к настоящему времени. Сохранившиеся сооружения открыты для туристов.

    К концу XX века возросла опасность серьёзного повреждения многих строений, связанная с эрозией песчаника. Правительство Грузии не смогло выделить достаточно средств для реконструкции пещер Уплисцихе, и новое небольшое землетрясение, произошедшее в 2000 году, сильно повредило некоторые строения.

     В 2000 году Всемирный банк совместно с правительством Грузии выделил деньги на реконструкцию части памятника, а также оплатил обустройство туристического центра рядом с Уплисцихе, который мог бы предоставлять информацию на разных языках. Специалисты прогнозируют серьёзные разрушения памятника в течение следующих 30 лет, если не будут приняты своевременные меры по консервации существующих трещин. Уплисцихе находится в сейсмически активном районе, и последующие землетрясения могут также серьёзно повредить памятник, особенно если не будет принято мер по его консервации».

    От себя хочу также заметить, что Уплисцихе входит в предварительный список в качестве кандидата на занесение в список всемирного наследия «ЮНЕСКО» предложенный правительством Грузии с 2007 года под номером 5234.

 УплисцихеКарта Уплисцихе Уплисцихе

Член Русского географического общества (РГО) города Армавира, Фролов Сергей

Прочитано 30 раз
Другие материалы в этой категории: « Тайна в круге Дольмены Кизинки и пещера Зубащенко »
Добавить комментарий


Популярное в каталоге

Необычные места

Рейтинг@Mail.ru Copyright © 2008 - 2018 Заповедная Россия. All Rights Reserved.
Портал Заповедная Россия Москва, пер. Старомонетный, 6
Копирование материалов с сайта разрешено с указанием ссылки на наш портал!

Вход на сайт

Привет! Вы можете воспользоваться этой формой или войти к нам через любую соц. сеть, отмеченную на кнопках справа от верхнего меню!